Бумажные деньги России


Содержание

Аннотация

Тезисы из истории (1769-1914)

Денежная бумага

Изготовление

Печатание тиража

О подделке

Как отличить фальшивые деньги от подлинных

От ассигнации до современных денежных знаков

Перспективы

Репродукции

Источники и литература

Об авторах

Тезисы из истории бумажных денег со времен Екатерины II (1769 год) и до начала первой мировой войны (1914 год)


Деньги в своей натуральной форме как самостоятельная ценность, известны с незапамятных времен.

Первые бумажные деньги, как и сама бумага, были изготовлены в Китае. Их подробно описал посетивший Китай в конце XIII века знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, проживший там 17 лет. Во время правления династии Юань (1271 — 1368 гг.) они печатались в больших количествах и были главным средством денежного обращения в Китае.

В Северной Америке и Западной Европе денежные знаки стали выпускаться позже: в североамериканском штате Массачусетс — в 1690 г., во Франции — в 1718 г., в Австрии — в 1762 г. в Пруссии — в 1765 г.

В России первые бумажные деньги (ассигнации) были выпущены в период царствования Екатерины II, в 1769 году. Выпуск их был обусловлен рядом причин. Монетное обращение в период царствования Елизаветы (1741 — 1761 гг.) и в последующие годы базировалось на медных деньгах, так как серебра и золота в то время было недостаточно. Расширение торговых связей, охвативших огромную территорию России, требовало большого количества денег более удобных, чем медные монеты, которые преобладали в обращении, но были непригодны для крупных торговых сделок. Платеж в сумме 100 рублей в пятикопеечных медных монетах весил более 6 пудов (около одного центнера).

Выпуск бумажных денег тесно связан с техническими и материальными условиями, уровнем производительных сил государства. К ним относится изобретение и совершенствование бумажного производства, создание печатных и других полиграфических машин, наличие специалистов, способных осуществить изготовление денег. Необходимо для этого и создание специального предприятия. В России до начала XIX века таких условий не было, и это сдерживало введение бумажных денег. Тем не менее, согласно Манифесту Екатерины II от 29 декабря 1768 года, в России в 1769 году стали выпускать первые бумажные деньги в виде ассигнаций. Они мало походили на деньги в нашем представлении. Это были скорее всего банковские обязательства-расписки на получение монеты.

Ассигнации заменили крайне неудобные медные деньги, пользовались большим успехом и весьма способствовали торговле. Ими выплачивалось жалованье государственным служащим. Сначала все выпущенные ассигнации были обеспечены монетой и, приносимые частными лицами в банк, они немедленно обменивались на медные, серебряные и золотые монеты. Но вскоре количество ассигнаций стало превышать запасы монет, и в связи с чрезмерным выпуском, особенно в период войны с Турцией, их курс по отношению к монете стал падать. В последний год царствования Екатерины II за ассигнационный рубль давали 68,5 копейки. Бумага для ассигнаций изготовлялась на Красносельской мануфактуре (а позже на бумажной мануфактуре в Царском Селе), имела водяные знаки. Печать осуществлялась в Сенатской типографии.

Качество первых ассигнаций было невысоким как из-за плохой бумаги, так и по полиграфическому исполнению. Печатное изображение состояло в основном из текста и нумерации. Ввиду простоты выделки ассигнаций вскоре после выпуска началась их подделка. Распространение фальшивых ассигнаций заставило правительство ввести бумажные деньги нового образца. Однако и новые ассигнации, выпущенные в 1786 году, оставались примитивными. Кроме купюр в 100, 50 и 25 руб. стали выпускать ассигнации 10 руб., которые печатались на красной бумаге, и 5 руб. — печатались на синей бумаге (отсюда берут начало народные термины: 10 руб. — "красненькая", 5 руб. — "синенькая").

В 1814 — 1815 гг. курс бумажного рубля упал до 20 копеек. Ввиду сложившегося положения министр финансов Д. Гурьев представил Александру I доклад, в котором указал на необходимость замены существующих ассигнаций и устройства особого заведения для изготовления бумажных денег. Получив согласие императора, Д. Гурьев обратился к "сведущему во всех технических производствах" генерал-лейтенанту А. А. Бетанкуру с предложением выяснить условия и способы приготовления новых денежных знаков. Бетанкур рекомендовал создать для изготовления бумажных денег специальное предприятие. Летом 1815 года в Петербурге, на левом берегу реки Фонтанки, Министерство финансов купило участок земли и некоторые расположенные на нем строения. К этому времени Бетанкур разработал проект строительства нового бумагоделательного и типографского производства, которое впоследствии было названо Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг.

4 марта 1816 года представленный Бетанкуром план устройства Экспедиции получил высочайшее утверждение Александра I.

Не ожидая официального открытия предприятия, 30 марта 1818 года приступили к изготовлению новых ассигнаций, а к осени 1818 года первая партия ассигнаций достоинством в 25 руб. была отпечатана. 21 августа (по старому стилю) 1818 года Государственный совет утвердил проект учреждения и временный штат Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг. Это мнение было утверждено краткой и окончательной резолюцией Александра I: "Быть по сему".

Новые ассигнации, изготовленные Экспедицией в 1818 — 1819 гг., существенно отличались от старых (образца 1786 года), отпечатанных в Сенатской типографии, и были значительно сложнее. Образцы ассигнаций, разработанные Бетанкуром и Хованским, утверждены Александром I. Их номиналы составили 100, 50, 25, 10 и 5 руб. Водяные знаки стали более высокого качества, по четырем сторонам купюр высвечивался текст "Государственная банковская сторублевая (или другого достоинства) ассигнация". Рисунок на ассигнациях выполнен в стиле ампир (парадный, монументальный). Они имели сетку. Рисунки выполняли граверы.

Шли годы и десятилетия. Россия все больше нуждалась в бумажных деньгах. Объем работы Экспедиции постоянно возрастал. Кроме производства денежных знаков выполнялись многие заказы частных предпринимателей на изготовление ценных бумаг.

В 1839 — 1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу, которая установила систему серебряного монометаллизма с обращением устойчивых бумажных денег.

С 1 января 1840 года на всем пространстве империи единственной монетной единицей определен серебряный рубль, на который обменивались по определенному курсу бумажные деньги. В 1843 году выпущены новые кредитные билеты, сменившие прежние ассигнации. Эти деньги были лучше по качеству и рисунку, но в производстве преобладал ручной труд, граверные работы оставались на довольно низком уровне, и в обращении вновь появилось много фальшивых денег. Стремясь повысить качество внешней отделки и сложность рисунка бумажных денег, Экспедиция не только заменяла устаревшее оборудование, но и регулярно приглашала талантливых художников и граверов.

Важнейшим техническим усовершенствованием явилось применение открытой в 1838 году русским ученым Якоби гальванопластики для изготовления печатных форм. Гальванопластика ускорила их изготовление и обеспечила полную идентичность воспроизведения рисунка денежных знаков. Впервые гальванопластические формы из меди применили для кредитных билетов образца 1843 года. В 1880 году Экспедицией разработан способ изготовления гальваноформ из железа, что повысило их тиражеустойчивость. Гальванопластика прочно вошла в технологию денежного производства.

В 1866 — 1867 гг. выпущены новые кредитные билеты, при изготовлении которых впервые применена металлографская печать. На билетах были нанесены новые водяные знаки с полутонами, гильоширные типографские и металлографские розетки. С этого времени металлографская печать с гравюры стала основной для изготовления денег и других наиболее ценных бумаг.

В 1890 году идея Орлова о печатании многокрасочного рисунка с одного клише была одобрена и принята управляющим Экспедицией. В 1891 году Орлов сконструировал печатную машину, которую изготовили в Петербурге на заводе "Однер".

Впервые орловскую печать применили при изготовлении кредитных билетов 25-рублевого достоинства образца 1892 года и 10-рублевого — образца 1894 года. С этих пор орловская печать прочно вошла в технологию производства бумажных денег.

Главная особенность и оригинальность орловской печати состоит в том, что при воспроизведении многокрасочного оригинала достигается абсолютно точное совпадение (приводка) элементов рисунка, печатаемых разными по цвету красками, что недостижимо при печатании обычным типографским и другими способами печати. Это преимущество орловской печати позволило получать многокрасочные оттиски, красивые в художественном отношении и, главное, не поддающиеся подделке обычными полиграфическими приемами.

В конце XIX и начале XX вв. стали изготавливать кредитные билеты с портретом Петра I достоинством в 500 руб. и Екатерины II — в 100 руб. Портреты выполнены путем гравировки, а на белом купоне повторены в виде водяного знака.


Обозревая историю бумажно-денежного обращения со времен Екатерины II, когда в 1769 году впервые выпущены ассигнации, и до начала первой мировой войны (1914 год), можно сделать следующие выводы. За полтора столетия техника изготовления бумажных денег, их сложность и качество коренным образом улучшились, чему способствовала Экспедиция, которая за годы своей деятельности осуществила крупные технические преобразования и создала высококвалифицированные кадры бумагоделательного и печатного производства.

С точки зрения экономической, характерной особенностью бумажных денег всех периодов, за редким исключением, является их инфляционный характер. При выпуске бумажных денег царские власти объявляли об их стабильности и твердом курсе обмена на звонкую монету (серебро или золото). Однако с течением времени возникал дефицит бюджета, связанный с непомерными расходами на содержание государственной машины и особенно в связи с расходами на войны, которых было немало, и правительство приступало к дополнительному выпуску денежных знаков, не обеспеченных звонкой монетой или твердой валютой. Это приводило к обесцениванию бумажных денег, инфляции.

В России были два периода, сравнительно небольших, устойчивого бумажно-денежного обращения, обеспеченного серебряной и золотой монетой. Первый, получивший название "серебряный монометаллизм", относится к десятилетию 1843 — 1853 гг. Второй период, названный "эпохой золотого монометаллизма", был более длительным, с 1897 по 1914 год, когда царствовал Николай II.

В 1913 году государственные доходы страны превышали расходы и остаток свободных средств в казне достиг 433 млн. руб. В 1897 году по инициативе министра финансов С. Ю. Витте была осуществлена денежная реформа с введением золотой валюты. В 1897 — 1914 гг. бумажные деньги имели полное обеспечение золотом. Серебряные монеты были вспомогательным средством платежа как разменные деньги. Бумажные деньги свободно обменивались на золотые монеты, которые были в обращении в большом количестве.


Каталог ресурсов УралWeb Rambler's Top100

Hosted by uCoz