Бумажные деньги России


Содержание

Аннотация

Тезисы из истории (1769-1914)

Денежная бумага

Изготовление

Печатание тиража

О подделке

Как отличить фальшивые деньги от подлинных

От ассигнации до современных денежных знаков

Перспективы

Репродукции

Источники и литература

Об авторах

Металлографская печать

Металлографская печать с гравюры (металлография) была известна давно как один из способов размножения гравюр художников. В Экспедиции впервые применена для изготовления денежных билетов образца 1866 года. Этот вид печати широко применяется во всем мире в производстве денег и наиболее ценных бумаг.

Форма для металлографской печати представляет собой металлическую (стальную или никелевую) полированную пластину, на которой нанесен рисунок в виде углубленных штрихов. выполненных ручным гравированием или травлением. В изготовлении первичной металлографской формы (ее называют оригинальным штемпелем) участвуют многие специалисты. прежде всего граверы, которые по рисунку художника или фотографии вручную гравируют на металле портрет, какой-либо рисунок, изображение исторических мест, например Московского Кремля, графические украшения.

Гильоширы с помощью гравировальных (гильоширных) машин создают сложные узоры из линий (розетки, сетки), которые после травления в глубину образуют соответствующие элементы рисунка денежного знака. Ручная гравюра и гильоширные элементы, а также шрифт компануются в единый рисунок денежного знака, который затем размножается в тиражные печатные формы. Размножение осуществляется на комплексе специального оборудования, включающего высокочастотную установку и автоматизированную гальванолинию.

Главное художественное достоинство металлографской печати — это широкий диапазон красочных тонов, который создается за счет различной глубины и ширины штрихов гравюры. В зависимости от глубины на бумагу переносится различный по толщине слой краски, что позволяет даже при печатании одной краской получать, в определенной мере, многокрасочное (многотоновое) изображение. Так, печатая синей краской, можно получить рисунок с различными оттенками начиная от темно-синего, почти черного, и кончая светло-синим, почти голубым.

В глубоких местах гравюры слой краски значителен, и на оттиске образуется ощутимый рельеф рисунка. Толщина красочного слоя металлографской печати в 20-25 раз больше, чем офсетной и типографской. Кроме того, при печатании с гравюры достигается высокая разрешающая способность печатного изображения, четко воспроизводятся и читаются самые тонкие и мелкие детали рисунка и текста.

Процесс печатания на машине проходит следующим образом. На печатную форму с помощью резиновых шаблонов накатывается краска, которая попадает не только в гравюру, но и покрывает непечатающую поверхность (пробельные элементы). С помощью стирающих устройств краска удаляется с пробельных элементов формы и остается только в углублениях гравюры. Затем на печатную форму накладывается лист бумаги и под натиском (большим давлением) печатного цилиндра краска с гравюры переходит на бумагу.

Металлографская печать, несмотря на свои художественные достоинства, не нашла применения в общей полиграфии. Это объясняется рядом причин. Во-первых, очень сложен и длителен процесс изготовления печатных форм. Во-вторых, для печатания требуются тяжелые машины, способные давать большое давление для получения полноценного оттиска. В-третьих, очень расточительно расходуется краска, поскольку основная часть ее с пробельных элементов удаляется в отходы. Словом, только денежное производство, с его огромными тиражами и высокими требованиями к качеству и защите от подделки, может применять такой сложный и дорогостоящий вид печати, как металлографская.


Каталог ресурсов УралWeb Rambler's Top100

Hosted by uCoz